Анализ путей развития страховых рынков бывшего СССР.
Экономика и жизнь,
11 января 1997 г.
Один страховщик хорошо, а много — выгодно 2061 просмотр
Необходимость формирования единого страхового рынка доказана опытом развития стран бывшего СССР. В результате искусственного сдерживания экономического объединения расчетные операции Российской Федерации с другими государствами ближнего зарубежья стали производиться не напрямую, а через иностранные финансовые организации.
К тому же во всех странах СНГ государство перестало быть единственным собственником средств производства, а основной чертой экономики становится многоукладность. Условием непрерывности расширенного воспроизводства в такой ситуации является страховая защита участников рынка.
Создание общего страхового рынка в рамках постсоветского экономического пространства соответствует тенденциям развития мировой экономики. Нужно учитывать, что страховые системы стран бывших союзных республик создаются на общей исходной базе, которой является советская система. Она, несмотря на все различия в направлении и темпах становления национальных рынков, определяет схожесть проблем, которые необходимо решать в процессе формирования собственной системы страхования.
Так же совершенно очевидно, что уже в ближайшем будущем встанут проблемы, связанные со страхованием имущественных интересов мигрантов, туристов, межнациональных объединений и финансово-промышленных групп. Их решение представляется наиболее эффективным и экономически оправданным при помощи последовательных шагов по сближению законодательных основ, обмена опытом и в конечном счете формирования единого страхового пространства.
Кроме того, страны СНГ остаются одними из немногих масштабных географических регионов мира, где страхование как вид экономической деятельности находится в зачаточном состоянии. Это автоматически делает его объектом самого пристального внимания со стороны западных страховщиков. Либерализация условий деятельности компаний на каждом отдельно взятом национальном рынке может иметь катастрофические последствия для становления всей системы в странах СНГ. Совершенно другое дело, когда западные страховщики столкнутся с необходимостью работы на уже объединенном рынке со сформированной хотя бы в первом приближении фирменной структурой и “правилами игры”. В этом случае шансы на выживание страховщиков в конкурентной борьбе с западными существенно повышаются.
Процесс создания в СНГ единого страхового поля будет проходить нормально только при соблюдении целого ряда условий. Среди них можно выделить решение руководителей стран о дальнейшем экономическом объединении, координацию процессов законотворческой деятельности, развитие внешнеэкономических связей, создание международных промышленных и финансово-промышленных групп.
Равноправие и добровольность
Образование единого страхового пространства на территории Содружества является стратегической целью сотрудничества стран СНГ. Оно предполагает:
— свободное движение страховых услуг и капиталов; — общую концепцию развития страхового дела и государственного регулирования; — единую политику в отношении деятельности иностранных страховщиков на рынках стран-участниц, перестрахования за рубежом, перевода за границу финансовых средств, полученных в результате страховой деятельности, создания компаний в оффшорных зонах; — единую систему налогообложения доходов юридических и физических лиц, направляемых на страхование; — общую систему финансовой и статистической отчетности.
В то же время добровольность и равноправие, сбалансированность интересов, учет национальных особенностей развития должны стать основополагающими принципами взаимодействия.
Сотрудничество в области страхового законодательства должно предполагать достижение единства нормативной базы и государственного регулирования в этой сфере. Необходим анализ действующих в странах СНГ нормативных документов и практики их применения. Также надо выработать согласованные рекомендации по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство стран с целью возможной унификации законов и других нормативно-правовых документов. Следует приступить к разработке новых правовых актов, отвечающих современному уровню развития экономической интеграции и регулирующих направления страховой деятельности, не имеющих до настоящего времени правовой основы.
Необходимо подписание соглашений по вопросам надзора, а также страхованию ответственности перевозчиков пассажиров на транспорте, условиям и порядке предоставления медицинской помощи гражданам, находящимся за границами своего государства, но в пределах СНГ, гражданской ответственности автовладельцев. Весьма актуален обмен информацией с целью профилактики и пресечения мошенничества.
Сотрудничество в области формирования благоприятных экономических условий должно подразумевать включение страхования в стратегию макроэкономического развития стран СНГ, инвестиционных и межотраслевой процесс “перелива” капитала, а также страховое обеспечение объединения.
Основополагающими принципами государственной стратегии должны стать:
— признание страховых платежей как общественно необходимых затрат, обеспечивающих непрерывность общественного производства, экономическую и социальную стабильность; — включение в полном объеме затрат на страхование в себестоимость производимой продукции и услуг с соответствующим изменением налогового законодательства; — использование финансовых результатов деятельности компаний в форме страховых резервов для создания полноценных инвестиционных ресурсов.
Стимулом для национальных страховщиков могла бы стать организация конкурсов по комплексному страхованию крупных инвестиционных проектов, осуществляемых при участии или под гарантии правительства, в том числе и с привлечением иностранного капитала. Повышение финансовой устойчивости компаний будет означать значительное продвижение в направлении стабилизации рынков стран СНГ. Рекапитализация может стать достаточно интересным финансовым проектом, осуществление которого возможно в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом.
Создание совместных страховых и перестраховочных компаний, а также пулов для страхования крупных рисков в промышленности, на транспорте и в общих экологически неблагоприятных зонах существенно уменьшит проникновение иностранного капитала в эти регионы. Однако не стоит считать его средством от всех экономических проблем, важно верно оценить его роль для стран СНГ.
Основными целями сотрудничества в области научных исследований должны стать:
— повышение уровня страховой культуры населения; — эффективное использование совокупного научного потенциала стран Содружества, совершенствование механизма его регулирования, а также подготовка специалистов-страховщиков международного уровня; — создание единого информационного поля, баз данных по отдельным видам страхования, в том числе в разрезе регионов и фирм, сопоставимой статистической информации, каталогов предлагаемых продуктов в качестве важнейших условий для здоровой конкуренции и взаимовыгодного сотрудничества компаний.
Для их реализации целесообразно совместно с партнерами разработать программы научно-исследовательских работ по проблемам страхования, предусматривающие взаимные стажировки ученых, практиков, а также максимально эффективное использование возможностей средств массовой информации для пропаганды и популяризации знаний в этой области, освещения состояния рынков и итогов деятельности организаций, законодательных основ страхования и его государственного регулирования.
Многие страховщики ориентируются на западные компании и институты при подготовке специалистов, которые приобретают определенные знаний для работы именно на зарубежном рынке. Однако в этом случае совершенно не учитывается специфика отечественного страхования. В России в то же время существуют достаточно солидные учебные заведения, которые могут служит базой подготовки страховщиков для работы в странах СНГ. Среди них Финансовая академия при Правительстве РФ, на базе которой создан Институт страхования и Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по финансовым специальностям (в том числе и страхованию).
Сотрудничество страховых организаций и страховых союзов заключается в установлении и развитии прочных деловых связей между их национальными объединениями, выработке и проведении согласованной тарифной политики, совершенствовании актуальной работы и расширении ее статистической базы. Необходима разработка механизмов взаимодействия страховщиков и их объединений по покрытию крупных рисков, а также согласование направляемых в правительства стран СНГ предложений по развитию этой отрасли.
Страховые союзы стран — членов Содружества часто действуют разобщенно, самостоятельно обращаются к зарубежным союзам. Однако их объединение и выработка общих концептуальных принципов могли бы в значительной степени сэкономить средства, время и усилия.
Главным направлением работы в этой сфере могли бы стать консультации между союзами стран СНГ, направленные, в частности, на создание международного объединения союзов страховщиков СНГ в какой-либо форме. Механизм консультаций мог бы также предусматривать двусторонние и многосторонние встречи по наиболее актуальным проблемам развития страхования.
Приоритет деловому сотрудничеству
Концепция развития сотрудничества в области страхования должна предусматривать многоуровневый характер, определенную этапность и последовательность осуществляемых действий. Условием успеха является выбор наиболее приемлемых форм взаимодействия. Возможным как двусторонние, так и многосторонние контакты. Предмет сотрудничества подразумевает широкое использование прежде всего таких механизмов, как перестрахование и сострахование. Эти формы совместной деятельности, по сути дела, и создают основу объединения страхового пространства. Именно они способствуют формированию отношений доверия, без которого невозможно никакое сотрудничество. Расширение делового партнерства между субъектами национальных страховых рынков должно стать базой всей программы развития сотрудничества.
На уровне государственных органов могут быть использованы Правительственная комиссия по вопросам СНГ, Межгосударственный экономический комитет (МЭК), Координационный совет ведомств страхового надзора и другие организации. Они также заинтересованы в регулировании конкретных целевых программ с образованием временных рабочих групп.
Одним из важнейших вопросов организационного характера может стать финансирование разработки и реализации целевых программ сотрудничества. Страховщики, как наиболее заинтересованные, должны взять на себя существенную часть общей суммы предполагаемых расходов, для чего могут быть созданы специальные целевые фонды. Вполне естественным было бы направление на эти цели и бюджетных средств, а также использование возможности международных кредитных организаций.
От редакции.
В середине декабря в Москве прошла Международная конференция по проблемам интеграции страхового рынка стран — участниц СНГ, на которой с докладом выступил автор публикуемого материала. По итогам ее работы был создан координационный совет при Межгосударственном экономическом комитете, который и займется реализацией предложений по созданию единого в странах Содружества страхового рынка.
Владимир КРУГЛЯК, президент Всероссийского союза страховщиков
Вся пресса за 11 января 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Мероприятия, Сотрудничество
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|